Чтобы ответить на вопрос: «Как жить будем?», надо разобраться, а сколько денежных средств поступит в 2012 году в Дальнегорский городской округ и на что их необходимо потратить, чтобы худо-бедно просуществовать? И вообще, что скрывается за этим понятием – бюджет Дальнегорского городского округа? Каков этот монстр по величине?
Прежде всего, это: 15 детских садов, 14 школ, 4 внешкольных учреждения (Центр детского творчества, Вертикаль, Гранит, Лотос), 5 клубных учреждений (ДК «Горняк», ДК «Химик», ЦТ на селе Сержантово, ДК «Бриз», КСЦ «Полиметалл»), музей, 1 центральная библиотечная система и 7 ее филиалов, а также органы местного самоуправления (Администрация Дальнегорского городского округа, Дума и Контрольно-счетная палата).
Кроме того, это: муниципальные дороги, гидротехнические сооружения, различные невостребованные объекты муниципальной собственности (например, здания профилакториев «Горняк» и «Аралия»), уличное освещение и многое-многое другое.
И чтобы все вышеперечисленное содержать, необходимо осуществлять финансовое обеспечение из местного бюджета, которое напрямую зависит от его наполняемости нашими с Вами налогами, и прежде всего налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Каковы же перспективы поступления налогов в бюджет Дальнегорского городского округа в 2012 году? Каков предполагаемый объем доходов от поступлений?
Общий объем собственных доходов бюджета (от поступлений налогов) городского округа ожидается в размере 385 млн. 360 тыс. руб. (из них около 271 млн. составят поступления от НДФЛ). Сумма финансовой помощи из краевого бюджета составит порядка 159 млн. руб. 843 тыс. руб.
Таким образом, всех поступлений в городской бюджет запланировано 545 млн.203 тыс. руб.
А теперь подробней о предполагаемых расходах бюджета. Общий объем расходов бюджета городского округа составит 567 млн. 743 тыс. руб. (дефицит – 22 млн. 540 тыс. руб.).
На что планируется потратить денежные средства?
Самый большой объем денежных средств в 2012 году (как и в предыдущие годы) предусмотрен на образование, около 386 млн. 777 тыс. руб. (что составляет 68% от общих расходов бюджета); из них порядка 115 млн. 608 тыс. руб. предусмотрено работникам общеобразовательных учреждений (школ) для реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования (говоря проще, за обучение наших детей в школах).
Для обеспечения горячим питанием детей 1-4 классов – утверждено 6 млн. руб. 16 тыс.руб. из целевых средств края; и примерно столько же (6 млн. 446 тыс. руб.) для компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Для обеспечения жителей городского округа культурно-массовыми и досуговыми мероприятиями утверждено 38 млн.143 тыс. руб. Данные денежные средства будут направлены, прежде всего, на содержание учреждений культуры и на расходы, связанные с проведением общегородских мероприятий.
В бюджете 2012 г. не выделено средств на здравоохранение, так как с 01 января 2012 года Дальнегорская городская больница будет финансироваться из бюджета Приморского края, в связи с изменениями в законодательство Российской Федерации.
Данные изменения в законодательстве (освобождение муниципалитетов от обязанностей финансового обеспечения здравоохранения) позволили бюджету Дальнегорского городского округа направить средства на ряд других значимых направлений: обеспечения текущей жизнедеятельности и ближайшей перспективы.
1. Оплата проектно-сметной документации генерального плана Дальнегорского городского округа в сумме 6 млн. 562 тыс. руб.
2. Ремонт кровель детских садов в сумме 2 млн.руб.
3. Реализация мероприятий по энергосбережению в сумме 1млн. руб.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства в сумме 550 тыс. руб.
5. Капитальный ремонт домов в сумме 20 млн. 248 тыс. руб.
6. Развитие физической культуры и спорта в сумме 1млн. 500 тыс. руб.
7. Содержание и ремонт дорог в сумме 4 млн. руб.
8. Социальное развитие села в сумме 79 тыс. руб.
Все вышеперечисленные направления расходования данных средств включены в бюджет на 2012 год. В целях обеспечения безусловной и результативной реализации данных мероприятий заключены соответствующие Соглашения с Администрацией Приморского края.
Довольно значительный объем денежных средств выделен на жилищно-коммунальное хозяйство, около 51 млн. 239 тыс. руб. Для сравнения: в бюджете 2010 года – 21 млн. 666 тыс. руб.; в бюджете 2011 года – 29 млн. 357 тыс. руб. Кроме прочих ежегодно предусматриваемых мероприятий по благоустройству (таких как уборка дорог, уличное освещение, озеленение, содержание мест захоронения), предусмотрены средства на реализацию двух жизненно необходимых программ: «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Дальнегорского городского округа на период до 2012-2016 г.г.»; «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» в сумме 4 млн. 750 тыс. руб.
Программы были приняты по причине неудовлетворительного состояния гидротехнических сооружений (находящихся в аварийном состоянии), расположенных на территории Дальнегорского городского округа: Нежданкинского водохранилища и 27 ключа. Мероприятиями данных программ в 2012 году предусмотрено проведение проектно-изыскательских работ с целью осуществления в последующих годах капитального ремонта водохранилищ.
Также, в бюджет 2012 включено несколько программ, принятых по предписаниям Ростехнадзора, Главного управления МЧС по Приморскому краю, Прокуратуры и других контролирующих и надзорных органов.
В целях обеспечения безопасного функционирования муниципальных учреждений и приведения противопожарного состояния этих объектов в соответствие с требованиями противопожарных норм и правил, выделены средства на реализацию программы: «Пожарная безопасность Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» в сумме 4400,0 т.р.
Для предупреждения актов терроризма и экстремизма на территории городского округа, а также в целях профилактики, предотвращения и пресечения правонарушений и преступлений, предусмотрены средства на реализацию программы: «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Дальнегорского городского округа на 2012-2016 гг.» в сумме 2369,0 т.р. Так, в 2012 году запланированы средства на установку камер видеонаблюдения в г.Дальнегорске в местах массового скопления людей на объектах муниципальной собственности; установка тревожных кнопок в дошкольных учреждениях; обучение населения мерам профилактики от терроризма и экстремизма; и т.д.
Для обучения населения мерам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и совершенствования системы оповещения населения об угрозе, принята программа: «Защита населения и территории Дальнегорского городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2012-2016 г.г.» в сумме 1070,0 т.р. Мероприятиями программы в 2012 году предусмотрено оснащение единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии требованиями ГОСТов; приобретение и монтаж аппаратуры для комплектования системы оповещения населения; П-166; обновление (устройство) противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов; и т.д.
Однако, все вышеперечисленные программы включены в бюджет не в полном объеме (ввиду ограниченности средств бюджета). По этой же причине, только одна из программ в сфере культуры была включена в проект бюджета на 2012 год: «Сохранение памятников истории и культуры в Дальнегорском городском округе на 2012-2014 гг.». Целью данной программы является улучшение материально-технического состояния 17 объектов культурного наследия, в том числе реставрация Мемориального комплекса воинам – дальнегорцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945годов. Для реализации данной цели на первоначальном этапе предусмотрено 200.0 т.р. на проектно-сметную документацию.
В-общем, расходы, предусмотренные на 2012 год, охватывают более широкий спектр вопросов местного значения, чем расходы 2011 года (за счет финансового обеспечения МУЗ ДЦГБ в 2012 году из краевого бюджета); но объем средств, по-прежнему остается низким для решения всех задач, поставленных Федеральным Законом 131-ФЗ перед местными бюджетами.
Кроме того, ситуация ежегодно осложняется постоянной задолженностью по уплате НДФЛ основных доходообразующих предприятий ЗАО «ГХК Бор» и ОАО «ГМК Дальполиметалл». Данные предприятия ежемесячно удерживают налог на доходы физических лиц с заработной платы своих сотрудников, но не перечисляют своевременно данный налог в бюджет Дальнегорского городского округа. В настоящее время долг этих предприятий составляет порядка 100 млн. рублей. Если ситуация по поступлению налогов не изменится к лучшему, то и весь перечень программ по решению жизненно важных вопросов останется опять неисполненным.
Так что, как жить будем, в большей степени зависит от финансовой и налоговой политики ЗАО «ГХК Бор» и ОАО «ГМК Дальполиметалл» и всех остальных плательщиков налогов в местный бюджет.
Ю.В.Столярова
Начальник финансового управления администрации Дальнегорского ГО