Итоги исполнения бюджета Дальнегорского городского округа за 2011 год, или как выживать городу без доходов
Все известно, что любое государство не может прожить без налогов и сборов, так как для реализации своих функций оно должно располагать денежными ресурсами. На основании данного постулата построена вся бюджетная система Российского государства (впрочем как и любого); и только при наличии денежных ресурсов возможно решение вопросов местного значения городской властью, в том числе и Главой городского округа.
Несомненно, что основополагающим документом, определяющим объем и возможности городского округа (либо любого другого муниципального образования) на очередной год, является «утвержденный бюджет». На стадии принятия данного документа уже становится понятно, а хватит ли городу ожидаемых к поступлению доходов, чтобы решить вопросы местного значения, например: по финансовому обеспечению бюджетных учреждений (детских садов, школ, дополнительного образования) в целях оказания последними качественных услуг по воспитанию, образованию и т.д.; по организации оказания населению медицинской помощи; по созданию условий по организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; по организации благоустройства и озеленения территории городского округа, и многие-многие другие.
В бюджете Дальнегорского городского округа на 2011г., запланированные расходы (причем самые необходимые) превысили ожидаемые доходы на сумму 20 600 т.р., т.е. бюджет утвержден с дефицитом 20 600 т.р. Что означает этот пресловутый дефицит? Ответ прост: городу не хватает средств (доходов) для решения различных социальных обязательств, финансирования образовательной сферы. Для того, чтобы «закрыть» все вопросы, необходимо привлекать заемные средства, т.е. «пойти с сумой».
Однако, «поход с сумой», не является панацеей от всех бед, так как на следующий день после привлечения заемных средств, на повестке дня однозначно встает вопрос: «А как отдавать будем?».
Итак, на что расходовались весьма ограниченные и скудные средства городского бюджета в 2011 году и почему по факту исполнения сложившийся дефицит денежных средств составил даже не 20 600 т.р., а 59 366 т.р.?
Всего из бюджета Дальнегорского городского округа на решение вопросов местного значения было израсходовано 645 647, 7 т.р.
Большая часть данных денежных средств (как и в предыдущие годы) была направлена на исполнение полномочий в области образования, здравоохранения, культуры.
Ниже перечислены наиболее затратные и значимые направления расходования в данных областях: на дошкольное воспитание (15 детских садов ) – 143 510,1 т.р.; на реализацию общеобразовательного процесса ( 14 школ ) – 148 064,1 т.р. ( в том числе за счет краевого бюджета 110 685,4 т.р.); на содержание учреждений дополнительного образования (МОУ ДОД ДООЦ «Лотос», МОУ ДОД ДООЦ «Вертикаль», ДЮСШ «Гранит», МОУ ДОДД Центр детского творчества, Детская школа искусств) – 39 870,0 т.р.; на осуществление деятельности дворцов культуры (МУ “Центр творчества на селе, МУ ДК “Горняк”, МУ Дворец культуры «Химиков», МУ КСЦ “Полиметалл”, МУ ЦК и Д “Бриз”)- 21 017,9 т.р.); на осуществление деятельности музейно-выставочного центра – 3 277,6 т.р.; на осуществление деятельности Централизованной библиотечной системы – 7 363,8 т.р.; на обеспечение населения медицинской помощью – 86 801,0 т.р.
Значительная часть денежных средств (порядка 74 575,9 т.р.) была направлена на реализацию 11 муниципальных и краевых программ, а именно: «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе на 2012-2012 гг.» (выдача грантов предпринимателям, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, возмещение затрат предпринимателям и т.д.) в сумме 17 410,6 т.р.; «Пожарная безопасность Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» (обеспечение пожарной безопасности на объектах образования, культуры, здравоохранения) в сумме 3 919,4 т.р.; «Энергосбережение в Дальнегорском городском округе на 2010-2013гг.» (установка приборов учета потребления коммунальных услуг в бюджетных организациях) в сумме 3 089,3 т.р.; «Информатизация системы образования Дальнегорского городского округа на 2011 год» (оплата услуг по предоставлению доступа к сети Интернет учреждениям образования) в сумме 523,4 т. р.; «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов Дальнегорского городского округа на 2011 год» в сумме 21 633,0 т.р. (капитальный ремонт семи домов в рамках региональной программы «Дом, в котором мы живем»); Модернизация муниципального учреждения здравоохранения «Дальнегорская центральная городская больница» на 2011-2012 гг. в сумме 23 021,7 т.р. (в том числе капитальный ремонт амбулатории с.Краснореченский, инфекционного, хирургического, терапевтического и акушерского корпусов Дальнегорской городской больницы – 10 340,6 т.р.; приобретение оборудования – 12 216,0 т.р.; текущий ремонт помещений – 465,1 т.р.); «Развитие физкультуры и спорта на территории Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» (проектные работы по реконструкции ДЮСШ «Гранит», проведение спортивных мероприятий) в сумме 182,5 т.р.; «Развитие земельной реформы на территории Дальнегорского городского округа на 2011-2013 гг.» (постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами) в сумме 544,9 т.р.; «Молодежь Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» (устройство несовершеннолетних на время каникул) в сумме 247,1 т.р.; «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время на территории Дальнегорского городского округа на 2011-2015 гг.» (оплата труда воспитателей, организация питания) на сумму 3 996,7 т.р.; «Переселение граждан Дальнегорского городского округа из жилых помещений, непригодных для проживания на 2010-2015 гг.» в сумме 7,3 т.р.
Не смотря на то, что в 2011 году на реализацию социально значимых мероприятий было выделено больше средств, чем в предыдущие годы (как за счет местного, так и за счет краевого и федерального бюджетов), общий объем доходов, поступивших в местный бюджет, не позволил исполнить и оплатить все обязательства Дальнегорского городского округа.
По окончании 2011 года город «утонул в долгах» по причине неисполнения налогового законодательства ЗАО ГХК «Бор» и ОАО «Дальполиметалл». Суммарный долг данных акционерных обществ по состоянию на 01.01.2012 года составил порядка 100 млн. в местный бюджет, т.е. каждое из предприятий накопило задолженность в объеме, равной годовой недоимке по НДФЛ в местный бюджет.
Все меры, предпринятые администрацией Дальнегорского городского округа, в силу ограниченных возможностей согласно действующему законодательству, не дали положительных результатов.
И как следствие – кредиторская задолженность Дальнегорского городского округа в размере 58 211 т.р. перед поставщиками различных работ (услуг). Город не смог рассчитаться за услуги, предоставленные бюджетным учреждениям; за работы, оказанные предприятиями по благоустройству округа; за реализацию в полном объеме муниципальных программ и т.д.
Руководители бюджетных организаций, ввиду отсутствия денежных средств, не оплатили своевременно услуги за тепло, электро, водо, – потребление; кроме того, по решениям судов и предписаний контролирующих органов им предъявлены различные штрафы, неустойки, проценты за пользование чужими деньгами, возникшие из-за несвоевременной оплаты услуг соответствующим поставщикам.
В общем, бремя ответственности за недополученные платежи доходоообразующих предприятий несёт бюджет Дальнегорского городского округа и бюджетные учреждения.
В заключение хочется сказать, что если собственниками предприятий не будет обеспечено стабильное ежемесячное поступление налогов в местный бюджет и не будет произведено полное погашение недоимки, то бюджет не сможет рассчитаться и по своим обязательствам 2012 года.
Г.М.Крутиков,
Глава Дальнегорского городского округа