Приморские подводные археологи обнаружили затонувший миноносец времен русско-японской войны 1904-1905 годов. В обследовании останков корабля принял участие дальнегорский дайвер.
Миноносцы как класс судов родился на рубеже веков как мера противодействия громадным броненосным судам. Верткие, маленькие скоростные корабли, миноносцы вооруженные, торпедами, стали эффективным и грозным оружием. Это было едва ли не самое эффективное средство борьбы с «титанами морей». В канун русско-японской войны во Владивостоке был создан отряд таких кораблей. По состоянию на март 1904 года отряд состоял из двух отделений по 5 миноносцев. Все корабли этого отряда были построены по единому образцу (тип Пернон) и отличались незначительными особенностями в вооружении и конструкции.
Миноносец 208 входил в состав второго отделения миноносцев Сибирской флотилии, куда также входили миноносцы №№ 206, 209, 210 и 211.
Утром, 4 июля 1904 года, второе отделение миноносцев под брейд-вымпелом капитана 2 ранга И. Подъяпольского вышло в залив Петра Великого для осмотра бухт и островов. Походным строем “кучка” (209-ый в центре, остальные образовали крылья, идя параллельными кильватерными колонами), прошли фарватером южнее о.Скрыплева, держа курс на о.Аскольд.
В 8 час.18 минут, шедший концевым в правом крыле миноносец № 208 подорвался кормой на мине. Переборка машинного отделения некоторое время держала воду, но корабль погружался кормой в воду. Во время эвакуации команде удалось снять пулемет. Спасением команды занялись шлюпки, подошедшие с других миноносцев. Через восемь – девять минут миноносец погрузился в воду, встав почти вертикально на корму. Командир миноносца, лейтенант А. Кавелин бросился в воду последним. Из экипажа погиб – 1 человек (по другим сведениям погибших нет), ранено – 5. На месте гибели миноносца был поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владивосток.
Едва ли не сразу после происшествия была предпринята попытка поднять затонувший корабль. Однако в 1904 году водолазам не удалось завести под корму миноносца стальной трос. Так что все работы свелись к снятию и извлечению на поверхность только палубных 47-миллиметровых пушек Гочкиса. Затем проявил инициативу гражданский механик флота А.Сташкевич, который разработал план подъема миноносца с целью пустить его на металлолом. Но командование Сибирской военной флотилии ему отказало, рассчитывая все же поднять миноносец и после ремонта ввести его в строй.
К идее подъема 208-го вернулись в 1930 х годах. В то время в стране работала специализированная государственная организация – Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Специалисты ЭПРОНа попытались отыскать погибший 208 й, но этот проект окончился неудачей.
В дальнейшем к вопросу о подъеме миноносца не возвращались.
В период 1989-90 годов Владивостокским клубом подводного поиска “Восток” была предпринята попытка поиска миноносца, но безуспешно.
В апреле 1995 года обнаружение 208 го было продолжено уже с участием Тихоокеанского флота, проводившего учения по поиску затонувшего объекта в заливе Петра Великого. В течение дня бороздили море близ острова тральщик «Заряд» и гидрографическое судно «ГИСУ 397», которым оказывал помощь вертолет «Ка 27». В результате поисковых работ было зафиксировано около 20 объектов. Однако резко усилились ветер и волнение и сорвали спуски водолазов под воду.
Не «дался» миноносец поисковикам и в 2004 году, когда клуб «Восток» предпринял еще одну попытку поиска, в канун столетия со дня гибели корабля.
Информация о том, что он наконец-то найден, появилась только в 2011 году. 28 июля, накануне Дня ВМФ, его обнаружила группа участников некоммерческого проекта «Сфера дайвинга» и членов Общества изучения Амурского края (ОИАК) при технической поддержке клуба «Восток» и компании «Корпус». Роман Фадеев, Игорь Конков, Роман Козлов и Михаил Игнатов не только нашли точное место затопления миноносца, но и достали со дна ряд артефактов. Это керосиновый сигнальный фонарь, носовой штурвал и иллюминатор с визирной рубки миноносца, а также планка машинного телеграфа.
– Именно иллюминатор стал первым артефактом, по которому достоверно удалось установить, что перед нами – 208-й, – рассказал член секции подводной археологии общества изучения Амурского края Роман Фадеев, – он специфической, сегментовидной формы.
Останки миноносца № 208 представляют собой остов самого парохода. В некоторых местах можно наблюдать набор шпангоута, который в более или менее целом состоянии поднимается на высоту до 35 см от грунта, но основа того, что находится на дне, – это неподверженные коррозии части миноносца. Хорошо сохранились паровые котлы и машины, на песчаном дне лежит один из якорей. На корме корабля находятся ящики с 47 мм снарядами – один из них уже поднят и передан в музей Ворошиловской батареи на острове Русском. Между кормовым котлом и машинами зацеплена рыбацкая сеть. Надо сказать, что остатки миноносца превратились в своеобразный искусственный риф: на котлах, машинах и корпусе кипит морская жизнь во всех ее проявлениях.
Летом 2012 года «Сфера дайвинга» при участии группы членов ОИАК продолжила изыскания. Были произведены погружения, в которых принял участие и дальнегорский дайвер, инструктор профессиональной ассоциации PADI, подводный фотограф Андрей Шпатак.
– Пришлось несколько дней ждать погоды, – рассказал Андрей, – море не хотело открывать свои тайны. Однако нам все же удалось сделать задуманное. Глубина на грунте 32м. Максимальное время нахождение возле миноносца на воздухе около 20мин. Видимость около 6-7, сильное течение и взвесь. Но мне удалось снять несколько фотографий.
Сейчас Роман Фадеев от имени общества изучения Амурского края ведет переговоры с Центральным военно-морским музеем о сотрудничестве и передаче артефактов с миноносца 208 в краевой музей Тихоокеанского флота.
– Миноносец 208 – это боевые потери флота, это наша история и люди должны об этом знать, видеть, – говорит он.
Историческая справка
Миноносец №208 был одним из первых серийных отечественных миноносцев. Он заложен в декабре 1896 года на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, но был собран во Владивостоке, куда был доставлен в разобранном виде морским путем на пароходе «Херсон» (по другим сведениям – перевезён по железной дороге). Спущен на воду 28 октября 1897 года, испытан 28 октября 1898 года. Вступил в строй в 1899 году и был включен в состав оборонительного отряда Порт-Артура.
Основные характеристики: Водоизмещение 120 тонн. Длина 42 метра, ширина 4,5 метра, осадка 1,2 метра. Скорость хода от 17,3 до 18,4 узла. Мощность двух машин 1460 лошадиных сил.
На вооружении имел два 47-миллиметровых орудия, пулемет «Максим», три торпедных аппарата. Экипаж состоял из 21 человека.
4 июля 1904 года погиб на мине в районе острова Скрыплёва (1 убитый, 5 раненых)- по другой информации было 5 раненых, но никто не погиб.
Первая информация о том, что миноносец найден относится к заявлению команды «Сфера Дайвинга». Дата первого обследования июль 2011 года. Артефакты переданы на временное хранение в Общество изучения Амурского края. Конечный адресат – музей ТОФ.
Роман Тарасов